Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями – послушницами.

Дата: 13 февраля 2010. Опубликовал: Редакция журнала Трозо.Ру


В коллекции Художественно-педагогического музея игрушки РАО (ХПМИ) в Сергиевом Посаде хранятся пять лоскутных мячиков из Хотькова. Три красивых мячика с украшением поступили в собрание в 1919 году и помечены в инвентарной книге как изделия монахинь Хотьковского монастыря. Два других – попроще, без нарядной отделки – были сделаны в сергиевской артели “Единение”, основанной в Посаде в 1919 году. Где же на самом деле шили столь необычные лоскутные мячики? И зачем монахиням-затворницам мирские занятия? Неужели в монастыре бывает такое послушание – делать игрушки? Для ответа на эти вопросы понадобился не один год…

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Выше: Мячик-погремушка. Россия. Конец 18 века. Хлопчатобумажная ткань, фольга, трунцал. ГИМ.

В декабре 1980 года начались реставрационные работы по восстановлению Покровского монастыря. Их вел трест “Мособлреставрация” при поддержке Хотьковского горисполкома под председательством А.Г. Горчакова. Реставрации содействовало и Загорское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, ведя надзор за ходом работ. Общественным инспектором на хотьковский объект была назначена Г.Л. Дайн, хранитель Музея игрушки. Тогда и произошло знакомство с Серафимой Михайловной Григорьевой, сторожем Покровского и Никольского храмов. Это она помогла в 1982 году определить происхождение лоскутных музейных мячиков.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Мячи-погремушки. Диаметр 8; 6,6; 9,6 см. Начало 20 в. Лоскут, мох, фольга, канитель, вышивка. Покровский Хотьков женский монастырь, Московская губ. ХПМИ. Лоскутный мячик-погремушка из фондов ткани Государственного Исторического музея (ГИМ), – вероятно, самая старая из всех сохранившихся игрушек подобного типа. Происхождение редкого экспоната неизвестно. Однако, судя по оригинальной конструкции мячика-погремушки, подбору тканей и манере украшения игрушка была исполнена монахинями Хотькова Покровского монастыря. Их изделия расходились по всей России, радуя детей разных сословий. Таким мячиком вполне мог играть и маленький Пушкин. Не случайно в экспозиции Государственного музея А.С. Пушкина в Москве находится такой “хотьковский” мячик, реконструированный реставратором Н. Грековой по подлиннику из Музея игрушки в Сергиевом Посаде.

Серафима Михайловна родилась в 1911 году в Желтикове и всю жизнь проработала на Горбуновской ткацкой фабрике. В 1928 году рабочим дали жилье в монастыре, и Григорьева тоже переселилась в бывшую келью. В 80-е годы пенсионерка жила там же и, как неотлучный часовой, охраняла соборы, где шла реставрация. Она знала здесь каждый кирпичик и видела, как рукодельничали здешние монашки. Вспомнила и про мячики из подушечек, внутрь которых клали горох в берестяной коробушке. Г. Дайн уговорила Григорьеву выбраться в музей игрушки – на опознание. Серафима Михайловна согласилась, приехала и сразу вспомнила: “Точно – они, наши, монастырские, хотьковские. Мне в детстве такие покупали”. Теперь лоскутные мячики получили музейный паспорт с пропиской в Покровском монастыре Хотькова. Цепочка разысканий потянулась дальше: к литературным источникам, по местным деревням.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Монахиня Евстафия, старшая в золотошвейной мастерской, с родственниками. Фото кон. 19 – нач. 20 вв.

“Всему миру, можно сказать, известны были хотьковские шитые “мягкие” игрушки, а также всякое художественное вышиванье – вещи для светского обихода-украшательства и для церковного. Мастерством шитой игрушки и высокой золотошёлковой вышивкой именит был Хотьковский девичий монастырь. Здесь было истинное гнездо художества женского. Художницы, монахини и белицы, в большинстве местные уроженки, творческой своей радостью питали высокую монастырскую технику…”, – читаем в дневниках Б.В.Шергина, впервые опубликованных в 1978 году. Известный русский писатель многие годы жил в Хотькове и знал местную старину; будучи еще и художником, интересовался народным искусством и игрушкой.

Рукодельная хотьковская игрушка вошла и в мемуары. “…Мне хочется вспомнить Хотьково, в котором мы жили летом в 1924-1925 годах… Я немного помню Хотьковский монастырь. В Хотьково бывали по определенным дням большие ярмарки, и монахини подрабатывали тем, что шили и продавали маленьких тряпочных куколок. Мы их называли куклятами. Куколки, вероятно, были дешёвые, нам их покупали сразу по несколько штук, и мы их очень любили”, – это воспоминания жены писателя Даниила Андреева Аллы Андреевой из книги “Плаванье к небесному Кремлю”.

Искренние свидетельства известных людей всегда волнуют, значит, нужно ходить по домам, спрашивать и искать игрушки.

Оказалось, в хотьковской округе монастырские игрушки имели большое распространение. Во всех ближних деревнях удалось найти памятливых старожилов. Правда, технологии монастырского лоскутного мячика никто не знал – её пришлось восстанавливать личным опытным путем. Зато местные старики и богомольные в душе старушки помнили, как рукодельничали прежние монашки. Стегали одеяла по заказам, шили церковную одежду, а из остатков материи делали игрушки. Собирали лоскут и у местных портних, шили маленьких тряпичных зайчиков и белок с глазами-бусинками, набивали их опилками. Но больше всего мастерили мячики-погремушки.

Сшитые из выпуклых подушечек, набитых сухим мхом, они выглядели гранёными мозаичными шарами. А внутри гремят камушки, замурованные в бересту. Сверху “гремучие” мячики украшены цветной фольгой, витой канителью, вышитыми крестиками -получались красивейшие игрушки. Готовый товар сдавали скупщикам из Сергиева Посада, продавали на местных покровских ярмарках, на торговой площади в монастырских лавках вместе с предметами православного обряда: иконками, образками, крестиками, ладанками, цветами. Монашки ходили и по деревням, как офени, разносили мячики в корзинках, предлагая купить недорогую игрушку – забаву.

Василий Васильевич Прохоров (1908 г.р.) из Комякино хорошо помнил монастырь: “Я и последнюю игуменью Варсо-нофию не раз видел. Держала порядок. Монашки в монастыре были работящие. У них были и коровы и лошади, рабочие и выездные. На монастырском поле был идеальный порядок. Пример для всех хозяев. У них была связь с населением. Жители могли купить у них теленка, ягнят на племя. Игрушек делали много. Из Посада приезжали скупщики и забирали у них товар. А какие красивые мячики делали монашки! Продавали их на ярмарках у Южных ворот и в большой застекленной лавке. Она стояла сразу за колодцем, у боковых ворот. Там и продавали игрушки вместе с иконками, крестиками. Этим благоразумно привлекали в церковь детей. Мудро делали…”

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Клавдия Егоровна Андреева (1898 пр.), коренная жительница деревни Мутовки, говорила, причитая: “Зажилась я, поганка, какая давность в голове держится. Так и вижу, как через поле зелёное идут к нам монашки в чёрной монашеской одежде, несут корзинки. А там игрушки, зайчики, белки, а всё больше мячики. И продавали их по деревне. Купят родители, подбросишь его, а он гремит. Прыгаешь, сама не своя от радости…”

Действительно, хотьковские мячики -гремушки отличаются рукодельной выдумкой и мастерством, служат оригинальным образцом совершенства традиционного искусства русского лоскутного шитья. И родились они не на пустом месте, а на благодатной почве церковной художественной культуры.

Около трёх веков, а возможно, и более, насчитывает традиция местного монастырского рукоделья. “Прежде заведения общежития с прошедшего века монахини и белицы стали заниматься прядением тонких ниток и вязанием кружев, чем и содержали себя. Рассказывают, что Петр Великий во время посещения Хотькова монастыря, увидев многое число инокинь, приказал им во время, свободное от молитвы, заниматься женскими рукоделиями и обещал выписать из Голландии мастериц, что и исполнил… Когда началось общежитие, тогда стали усовершенствоваться эти рукоделия и приходить в лучший вид и доброту…

В золотошвейном деревянном доме вышивают золотом по карте, плетут золотом, делают золотые кресты и звездицы для риз, шьют ризы и другие церковные одежды; занимающихся сим двенадцать с ученицами; в общежительном корпусе отделывают иконы фольгою и бисерами, оклеивают картины, делают картонные и стеклянные коробочки, цветы и восковые фрукты, вышивают ладанки, ткут пояса с молитвами, шьют мячики, вяжут тамбуром, вышивают гладью и шьют по канве… Всеми этими рукоделиями занимаются до пятидесяти послушниц, и каждое рукоделие производится в особенной комнате под смотрением старших, опытных в рукоделии, монахинь”, – повествует церковная летопись Хотькова девичьего монастыря 1870 года.

Историки Сергиева Посада Л. Спирина и О. Зарицкая, изучая монастырские описи и коллекцию шитья Сергиево-Посадского музея, впервые опубликовали имена хотьковских мастериц, искусных золотошвеек и вышивальщиц. Македония Борисова, Ксанфип-па Тихонова, Иринарха Антипьева, Араксана Филиппова, Прасковья Шатилова, Наталья Баскакова прославили своим мастерством Покровский монастырь ещё в 18 веке.

Никогда ещё не было выставки хотьковских монастырских изделий, где с богатым церковным убранством соседствовали бы мягкие игрушки. Как интересно поставить их рядом! Шитые шелками по глазету пелены и нарядные покровцы украшены бусами, блёстками, цветными стёклами, раковинами…Обрезками такой же фольги, остатками среброзолочёной канители, кусочками той же синели наряжают и красивые лоскутные мячики. Сразу понятно, что шили их из бережливости и бережности к тканям и дорогим отделкам. Грех пропадать всякому, даже малому добру, если можно ещё и ребенка обрадовать!

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

С начала 20-х годов 20 в. в монастыре происходили страшные события. Старожилы помнят, “как церковное кладбище всё разорили, разрыли могилы родителей Преподобного Сергия, надругались над их прахом. Вся округа знала, когда ночью приехали за церковным добром. Монашки били тревогу, звонили в колокола, созывали народ на помощь. Только разве тут поможешь…”. “Помним, как монашки ночью звонили в колокола, били тревогу, когда приехали к ним разорять монастырь. Мы слышали, да боялись все, сидели по домам, никто не спал. Некоторые мужики побежали да вернулись. Что сделаешь? Беда пришла…” – рассказывала Алексахина Прасковья Алексеевна (1901 г.р.) из деревни Комякино. Корякова Прасковья Ивановна (1899 г.р.) родом из Житникова вспоминает: “Когда в 1928 году в монастырь заселили нас, рабочих с Горбуновки, 3-4 монашки продолжали жить в монастыре. Они-то и шили зайчиков и мячики. Потом и их выселили”. Опустела обитель…

Однако традиция монастырского женского рукоделия с этим не исчезла. Она, как эхо, отозвалась за стенами монастыря в артельной мягкой игрушке 20 века. Первое такое объединение, “Хотьковская женская трудовая артель кустарных изделий”, было организовано в 1920 году. Артель находилась близ монастыря в Бобыльской слободке в бывшей торговой лавке. Состояли в артели и монашки, только жили уже по квартирам, а работали отдельно, в монастыре, в подвальном помещении Южных ворот. По-прежнему стегали одеяла, готовили на экспорт вышитые платки, полотенца, покрывала и также шили лоскутные мячики-гремушки. Терпеливые рукодельницы были бескорыстными наставницами молодых неопытных артельщиц.

“Для нас монашки были лучшими мастерами, руководили нашей работой, обучали шить мягкие игрушки. Помню, как учила меня добрая монашка Евдокия Калинкина, как сидели мы за длинными столами, набивали опилками зайцев, белочек, медведей, собачек, кукол. А наряды им шили портнихи. Делали и маленькие мячики на резинке, – их очень любили дети. А гремотушки шили только монашки. Совсем девчонками работали -мне было 12 лет. Многие бегали тогда в артель пешком из соседних деревень, я ходила из Морозова”, – вспоминала Анна Васильевна Голубева, (1914 г.р.), старейшая хотьковская игрушечница.

Николай Николаевич Широков (1914 г.р.) из деревни Быково тоже помнит, “как в 1927-1928 годах монашки шили в артели мячи-погремушки, шили и зайцев, белок и куклы с тояпичными туловищами и головками. Лица  раскрашивали, а одевали кукол портнихи. Набивали игрушки опилками. Я им сам опилки возил. Столярничал тогда и резал, огилок было много и отдавал их на гожее дело. А потом артель закрыли и перевели в Морозове”.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Игрушки делали не только в Покровском монастыре. Фарфоровые и терракотовые кукольные головки выпускал в Хотькове фарфоровый завод С.Г. Дунаева, основанный в Митино в 1893 году вблизи монастыря. С 1902 года головки отправляли в Ссргиев Посад, где работали кукольники. Кукол одевали в народные костюмы разных губерний России и экспортировали в Америку, другие страны. На образцах хотьковских головок ставили марку “Дунаев А.С. Хотьково” – такие редкие экземпляры дунаевских изделий сохранились в коллекции Музея игрушки в Сергиевом Посаде, в собрании московского коллекционера С.Романова. В советское время в 30-е годы 20 в. кукольные головки продолжала выпускать хотьковская артель “Майолик”, память о которой сохранилась в названии улицы Майолик.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Хотьковские мягкие игрушки из коллекции С. Романова. Москва. 20-е – 70-е годы 20 в. Фото – А. Карпухин.

Сергей Романов – известный московский коллекционер, исследователь и реставратор игрушки, член Союза художников РФ. За 20 лет собрал около 4500 различных игрушек 19-20 веков, создал одну из крупных и лучших игрушечных коллекций в мире. Она экспонировалась более чем на 50 выставках в России и действует постоянно для посетителей в Московском Городском Дворце Детского Творчества на Воробьёвых горах.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

В деревне Морозово близ Хотькова ещё недавно стояло на бугре деревянное здание бывшей артели “Мягкая игрушка”. Здесь в 30-е – 50-е годы 20 в. работало большинство местных женщин. В редком доме не занимались игрушкой, были и целые династии игрушечников.

“Когда в 1934 году хотьковскую артель перевели к нам в Морозово, тут уже многие умели хорошо работать, – рассказывали мо-розовские игрушечницы Макуева Татьяна Павловна (1905 г.р.) и Макуева Татьяна Ивановна (1913 г.р.) – Сначала сидели по домам, а в 1940 году перешли в новое, специально отстроенное помещение – уже для всех. Человек сто работало в артели. Были и хотьковские надомники, а пришлые из деревень Филимоново, Варавино, Иванково, Кобылино, Рязанцы жили по квартирам. Кто только не работал! И малолетние, и старики. Набивщиками были молоденькие, девочки совсем.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Бывало, ткнутся в корыто деревянное с опилками и спят. Всех артель спасала. Ведь в войну-то паёк получали – по 400 грамм хлеба. Не везде его заработаешь. Шили рукавицы, гимнастерки, телогрейки, ватные брюки – на фронт. А потом снова стали игрушки делать, ёлочные украшения из ваты, набивали медведей плюшевых – от 15 до 50 см, из крашеной байки кроили лис и кошек. Головки зверям лепили в формах из бумаги и обтягивали тканью, носы нашивали из сатина, вышивали усы, глазки ставили стеклянные, выбирали, кому что идёт.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Артельная игрушка 1930-х годов чётко отражает идеи советского воспитания, принципы социалистического реализма. Географически разные производства выпускали однотипные игрушки по всей стране. Благо, что авторами образцов были московские художники-профессионалы: А.Изергина, С. Российская, С. Поливанова, М. Широкова и др. По их выкройкам и работали артели.

Тряпичные набивные фигурки животных и зверей делали как полновесные объёмные скульптурки. Текстильная пластика отвечала педагогическим требованиям сходства с натурой и правдоподобия: медведь непременно коричневый, заяц обязательно белый, лиса только рыжая… Однако, при всех идеологических ограничениях, производственной бедности и скудости материалов, авторы-игрушечники умудрялись создавать в мягкой анималисти-ке живые художественные образы. Кроме того, это были экологически чистые, как теперь говорят, здоровьесберегающие игрушки.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Шили и тряпичные мячики – как без них! Конечно, не такие красивые, как монастырские погремушки, а тоже хорошие. Ткани давали бедные, а с отделкой и того хуже. Шили мячики только в два цвета: из синих и жёлтых, красных и синих клиньев, полосатые, как арбузы. И они тогда были в радость ребятишкам!”

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Выкройка игрушки “Зайка из утиля”. 1943 г. А.Н. Изергина, Москва. 1- мешочек – туловище; 2-голова; 3 – ухо; 4 – нижняя лапа; 5 – воротник; 6 – верхняя лапа и хвост; 7 – готовая игрушка.

Выкройка игрушки. “Мишка в шароварах”. 1943 г. А.Н. Изергина, Москва. 1 – голова; 2 – нос; 3 – верхняя лапа; 4 – клин в голову; 5 – четверть туловища; 6 – нижняя лапа; 7 – ухо; 8 – шаровары; 9 – готовая игрушка.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Мишки. 30-е годы 20 в. Артель им. Н.К. Крупской, г. Таганрог Артель “Слепой труженик”, г. Новочеркасск. ХПМИ.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

Такие большемерные медведи стали входить в моду, начиная с 50-х годов 20 в. Выпускали их и местные производства мягкой игрушки. На Хотьковской фабрике подарочных медведей от 50 см и выше делали по специальным заказам – на юбилеи. Такие памятные образцы ещё хранятся в домах и семьях как семейная реликвия. А вспомните свадебный “автопоезд” 50 – 80-х годов 20 в. На капоте или бампере машины жениха тоже восседал большой плюшевый медведь! Как же вдруг появился такой обычай?

Привязанность русского человека к медведю имеет крепкие родовые корни. Об этом свидетельствуют народные сказки про “толстопятого”, знакомые с раннего детства каждому ребенку. Ловкий, сильный и неустрашимый зверь, сказочный медведь – большой добродушный увалень и сладкоежка. “Хозяин леса” Михайло Иваныч даже собирается жениться на девочке Маше. А герой волшебных сказок Иван Медведко, чудесно рожденный от брака человека с медведем, обладает огромной силой, может переставлять горы, владеет многопудовой палицей и одерживает победу над чудовищным противником.

Мифический медведь, имеющий сходство с человеком и умеющий ходить на задних лапах, считался в древности первопредком людей, был тотемным животным. В народе его всегда называли с почтением: дедушка, батюшка, хозяин… Вот почему “русский медведь” давно занимает столь прочную культурную нишу, легко входит и в современную национальную символику. Не удивительно, что на советской свадьбе, лишённой православной традиции, вдруг появился игрушечный медведь – жених. Народная память достала из своей щедрой копилки тот образ, что наделён не менее мощным смыслом, чем кукла. Невеста “хорошенькая как куколка”, а жених “сильный как медведь” – доступная зрелищная реклама из сказки советского обывателя.

Древние традиции изготовления игрушек русскими монахинями - послушницами.

К счастью, традиция народной игрушки в Хотьково не исчезла – так жизнетворна местная культурная почва…
На радость всем вновь возрождается Покровский Хотьков женский монастырь. Его насельницы снова занимаются рукоделиями, обучают этому традиционному ремеслу детей воскресной школы и воспитанниц приюта – пансиона. Придёт пора, и вернутся в умелые руки местных монахинь хотьковские мячики-гремушки, ставшие образцом русского лоскутного шитья.

Уже 10 лет в начальной школе №3 на уроках народоведения и труда дети шьют лоскутные мячики. Их реконструировали по музейным образцам и вернули к жизни в новых вариантах педагоги Г. Дайн и Г. Осиненко.

В статье использованы материалы из книги : Галина Дайн. «Лоскутные мячики из Хотькова». Книга подготовлена в издательском доме «Весь Сергиев Посад» по инициативе Администрации и Совета депутатов городского поселения Хотьково. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.

Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру




СОВРЕМЕННЫЙ МАСТЕР КЛАСС

При копировании материалов активная ссылка на сайт TROZO.RU обязательна!

Рукоделие и хобби. Поделки своими руками. Вам также будут интересны эти статьи:



2 Комментарии к этой статье

  1. liolkotch пишет:

    Очень трогательная статья! Приятно, что Ваш сайт не только о рукоделии как таковом, но и рассказывает об исторических корнях и прослеживает родословную рукоделия. То есть, я понимаю, это анонс книги, но и тем, кто до таких книг не добирается, полезно и занимательно почитать подобного рода статьи.
    Но смущает некоторая традиционная, увы, небрежность… Исправьте, пожалуйста, строку над нижней фотографией.

  2. trozo.ru пишет:

    Испавили :-) В данном случае больше не небрежность, а ошибки, которые вылезают из движка при загрузке статей, вследствие перегрузки сайта от массового наплыва посетителей. :-(

Ваш отзыв


Ещё фото и видео уроки по рукоделию на эту тему:




Стр. 1 из 11


Рубрики журнала

НЕ ПРОПУСТИТЕ!