История происхождения термина “мода”. Цикличность моды.

Дата: 24 октября 2010. Опубликовал: Редакция журнала Трозо.Ру

Слово “мода” происходит от французского “mode” (а то в свою очередь восходит к латинскому – “modus”) и означает “мера, правило, предписание”. Сегодня под модой понимается непродолжительное единство и массовое распространение тех или иных внешних проявлений культуры – вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и пр.

Мода характеризует взаимоотношения между человеком и вещью, предметной средой вообще. Она охватывает разнообразные сферы человеческой деятельности, существенно влияя на производство и потребление; в дизайне мода находит свое выражение во внешней форме проектируемых и производимых изделий, особенно одежды.

Между понятиями “мода” и “одежда” зачастую ставится знак равенства. Историки культуры придерживаются того мнения, что мода родилась в ХП-ХШ веках, когда в костюме стали появляться элементы, использование которых нельзя объяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса: например шляпы высотой в метр, шлейфы длиной в сажень, сверхузкие мужские панталоны, в которых невозможно было сесть, или загнутые носки туфель, которые приходилось подвязывать к голени шнурками.

История происхождения термина "мода". Цикличность   моды.

В средние века одежда представляла собой целое состояние. Ее можно было отнести к рангу движимого имущества, выраженного в числах, а иногда из-за богатых украшений и драгоценных камней платье даже имело характер передаваемого капиталовложения. И личная одежда являлась составной частью выделяемого детям имущества и передавалась от поколения к поколению.

XIX век с началом индустриализации принес с собой переоценку ценностей. Значительные перемены произошли и в моде. Появилась промышленность пошива одежды, последняя была причислена к категории товаров. В условиях бурного развития текстильной, швейной и химической промышленности, благодаря массовому изготовлению, конфекциону удалось снизить стоимость одежды. Произошла демократизация моды, она перестала быть делом узкого круга и стала занимать миллионы людей.

При этом одежда остается символом общественного престижа. Сегодня она имеет более скрытое, а вместе с тем и более утонченные формы. Чем единообразнее кажется внешнее оформление костюма, тем многочисленнее становятся варианты материалов и красок, структуры поверхности материала. Созданная массовым тиражом одежда доступна каждому. Индивидуальность проявляется в выборе и комбинации отдельных компонентов.

История происхождения термина "мода". Цикличность   моды.

Основным признаком моды (в отличие от стиля) является ее изменчивость. “Мода, – как отмечает известный французский кутюрье Пьер Карден, – это… обновление! Принцип, которому извечно следует природа! Дерево сбрасывает старую листву, человек – наскучившую одежду. Когда вещи становятся слишком привычными, люди от них быстрее устают”. Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы: возникновение оригинальной модели; признание ее модной в узком кругу; распространение приспособленного к интересам широких масс варианта в удешевленном серийном производстве; перенасыщение; затухание интереса или полная невостребованность товара.

Модные циклы у предметов одежды бывают очень разными, например, у будничных летних платьев или шляп циклы сменяются очень быстро, от сезона к сезону: “весна-лето” и “осень-зима”. Читайте нашу статью “ Мода на платья от 20х до 70-х годов прошлого века”. Некоторые модные новинки после того, как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта. При этом модными могут быть не обязательно современные формы, мода может возвращаться и к ретро. Вязание в стиле “ретро”.

Мода кардинально изменила понятие качество изделия. Качество в смысле физической прочности продукта, по понятным причинам, является врагом любого модного изменения. Сегодня качество в моде понимается не как долговечность, а скорее как потребительское качество: эластичность, несминаемость, водо-грязеотталкивающие свойства и др.

В статье использованы материалы из книги: Михайлов Сергей Михайлович, Кулеева Ляйля Муратовна “Основы дизайна”. Учебник для студентов специальности 2902.00 “Дизайн архитектурной среды”. Для полного ознакомления с изданием рекомендуем приобрести его у распространителей или в издательстве.


При копировании материалов активная ссылка на сайт www.trozo.ru обязательна!


Интересные статьи:







Ваш отзыв


Ещё фото и видео уроки по рукоделию на эту тему:




Стр. 1 из 11


Рубрики журнала

НЕ ПРОПУСТИТЕ!